В структуре школьного обучения умственно отсталых детей выделяется два этапа: - этап начального обучения – 1-4 классы;
- этап общего образования – 5-9 классы.
Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития осваивают доступные им знания по общеобразовательным предметам. Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда (по столярному делу, по слесарному делу, по швейному делу). Учащиеся, заканчивающие 9 классов и успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают документ о присвоении квалификационного разряда. В 2013-2014 учебном году этапы начального обучения и общего образования умственно отсталых детей в школе-интернате представлены следующим образом: - 1-я ступень – 3 класса-комплекта (38 обучающихся);
- 2-я ступень – 3 класса- комплекта ( 33 обучающихся).
На первом этапе обучения умственно отсталых детей ведется работа в направлении закрепления навыков самообслуживания, обучения хозяйственно-бытовым навыкам, приучения детей к адекватному поведению в общественных местах, обучения счету и элементарной грамоте, расширения и активизации словаря, совершенствования произносительной стороны речи. На втором этапе обучения детей с умственной отсталостью продолжается коррекционно-педагогическая деятельность, направленная на формирование личности учащегося, с опорой на его положительные качества. В этот период ведется работа: · по формированию максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании; · по выработке положительного отношения к посильным видам труда; · по освоению элементарных грамматических и математических понятий; · по формированию грамотного и самостоятельного изложения своих мыслей в устной и письменной формах. Основными задачами школы по обучению умственно отсталых детей являются: · максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта; · подготовка учащихся к участию в производительном труде; · социальная адаптация в условиях современного общества. Обучение в специальной (коррекционной) школе-интернате ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и возможности их обучения.
Специальная (коррекционная) школа-интернат осуществляет обучение и воспитание глухих детей, их всестороннее развитие в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. В коррекционном учреждении организовано обучение глухих детей в соответствии с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней: - 1-я ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 6-7 лет с учетом подготовительного класса);
- 2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет).
В настоящее время начальное и основное общее образование глухих учащихся представлены в школе-интернате следующим образом: - 1-я ступень – 4 класса-комплекта (21 обучающийся);
- 2-я ступень – 3 класса-комплекта (12 обучающихся).
На первой ступени общего образования в начальных классах (1-3 классы) проводится работа по становлению личности глухого ребёнка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у глухих школьников формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4-6 классы) продолжается работа по формированию личности глухого ребёнка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности. На второй ступени общего образования (7-11 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной, письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия. Основными потребителями образовательных услуг являются семьи учащихся, проживающих в городе Вышний Волочек, Вышневолоцком районе, различных районах Тверской области. По запросам родителей (законных представителей) в школе-интернате открыта группа продленного дня для учащихся начальной ступени обучения (группа умственно отсталых детей). Школа предоставляет следующие формы обучения: очное и индивидуальное обучение на дому. |