Пятница
17.05.2024
12:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ГКОУ "Вышневолоцкая школа-интернат №1"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [9]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Информация об учреждении

Характеристика школы
и принципы её образовательной политики

 

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат была основана в 1937 году, расположена по адресу: улица Северная, д. 9, город Вышний Волочек, Тверская область.

 

 

 

 На основании лицензии, выданной Департаментом образования и науки Тверской области , школа – интернат имеет право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации. В соответствии с лицензией образовательному учреждению установлен статус: 
· тип – специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 
· вид – специальная (коррекционная) школа-интернат.
Коррекционная школа обеспечивает специальное образование для глухих детей и детей с нарушением интеллекта. В школе – интернате созданы условия для реализации детьми с проблемами в развитии гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования двух ступеней. В своей деятельности школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом «Об образовании», постановлениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении и Уставом, утвержденным приказом от 11.05.2010 № 133-К. 
 
В настоящее время в школе обучаются в 14 классах – комплектах 109 обучающихся. Из них 37 глухих учащихся и 72 учащихся с нарушениями интеллектуального развития.
 
1.В работе с умственно отсталыми детьми основное внимание уделяется образованию, социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке учащихся. В структуре школьного обучения умственно отсталых детей выделяется два этапа: этап начального обучения – 1-4 классы; этап общего образования – 5-9 классы. Учащиеся с нарушениями интеллектуального развития осваивают доступные им знания по общеобразовательным предметам. Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных уроков трудового обучения по конкретному виду труда (по столярному делу, по слесарному делу, по швейному делу). Учащиеся, заканчивающие 9 классов и успешно сдавшие квалификационный экзамен, получают документ о присвоении квалификационного разряда. 
В 2011-2012 учебном году этапы начального обучения и общего образования умственно отсталых детей в школе-интернате представлены следующим образом: 1-я ступень – 3 класса-комплекта (32 обучающихся); 2-я ступень – 4 класса- комплекта (40 обучающихся). 
На первом этапе обучения умственно отсталых детей ведется работа в направлении закрепления навыков самообслуживания, обучения хозяйственно-бытовым навыкам, приучения детей к адекватному поведению в общественных местах, обучения счету и элементарной грамоте, расширения и активизации словаря, совершенствования произносительной стороны речи. 
На втором этапе обучения детей с умственной отсталостью продолжается коррекционно-педагогическая деятельность, направленная на формирование личности учащегося, с опорой на его положительные качества. 
В этот период ведется работа
· по формированию максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании; 
· по выработке положительного отношения к посильным видам труда; 
· по освоению элементарных грамматических и математических понятий; 
· по формированию грамотного и самостоятельного изложения своих мыслей в устной и письменной формах. 
Основными задачами школы по обучению умственно отсталых детей являются
· максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта; 
· подготовка учащихся к участию в производительном труде; 
· социальная адаптация в условиях современного общества. 
Обучение в специальной (коррекционной) школе-интернате ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и возможности их обучения. 
2.Специальная (коррекционная) школа-интернат осуществляет обучение и воспитание глухих детей, их всестороннее развитие в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. В коррекционном учреждении организовано обучение глухих детей в соответствии с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней: 
1-я ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 6-7 лет с учетом подготовительного класса); 
2-я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет).
 
В настоящее время начальное и основное общее образование глухих учащихся представлены в школе-интернате следующим образом: 
1-я ступень – 3 класса-комплекта (12 обучающихся); 
2-я ступень – 3 класса-комплекта (17 обучающихся). 
На первой ступени общего образования в начальных классах (1-3 классы) проводится работа по становлению личности глухого ребёнка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у глухих школьников формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). 
В средних классах (4-6 классы) продолжается работа по формированию личности глухого ребёнка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности. На второй ступени общего образования (7-11 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной, письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия. 
 
Основными потребителями образовательных услуг являются семьи учащихся, проживающих в городе Вышний Волочек, Вышневолоцком районе, различных районах Тверской области. По запросам родителей (законных представителей) в школе-интернате открыта группа продленного дня для учащихся начальной ступени обучения (группа умственно отсталых детей). В школе работает группа дневного пребывания детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Группа дневного пребывания работает в режиме 5-дневной недели.
Школа предоставляет следующие формы обучения: очное и индивидуальное обучение на дому.
 
Образовательная политика специальной (коррекционной) школы 
Выработка направлений деятельности специальной (коррекционной) школы определяется осмыслением современных образовательных тенденций. Основное направление образования в школе-интернате состоит в адаптации учащихся с проблемами развития к жизни в современном обществе на основе общего основного образования в рамках государственных стандартов. Главный акцент в своей деятельности школа-интернат определяет исходя из неоднородности контингента ее учащихся (глухих и умственно отсталых детей). Таким образом, образовательный процесс строится на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, подбора технологий обучения, которые способствуют включению каждого ученика в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития. В качестве цели деятельности школы определяется – организация комплексного сопровождения обучающихся через определение и обеспечение адекватных условий развития, обучения и воспитания детей в соответствии с их образовательными потребностями, возрастными особенностями и возможностями здоровья. 
Для этого приоритетными направлениями в работе становятся
· сохранение и укрепление здоровья воспитанников; 
· формирование представлений о здоровом образе жизни; 
· индивидуализация коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами развития; 
· адаптация воспитанников к новым условиям жизни, воспитания и обучения; 
· защита интересов и прав детей-инвалидов; 
·социализация воспитанников.
Принципы образовательной политики специальной (коррекционной) школы. 
Реализация образовательной политики школы-интерната предполагает использование следующих принципов: 
· Принцип фундаментальности и вариативности означает построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое дополняется региональной и школьной вариативными составляющими. Этот принцип, в частности, предполагает использование педагогами школы различных способов построения авторских учебных программ, воспитательной системы класса, учебников и учебных пособий нового поколения. 
· Принцип непрерывности и преемственности образования. Образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат. Осуществление этого принципа предполагает формирование у выпускников школы готовности продолжать образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального обучения. 
· Принцип многоуровневости предполагает организацию образования детей с проблемами в развитии на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей обучающихся, задач их воспитания и творческого развития. 
· Принцип комплексности предполагает единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и самостоятельной деятельности, способствующих успешной социализации выпускников школы-интерната. 
· Принцип учета психолого-физиологических особенностей учащихся при построении образовательного процесса и ориентации воспитанников на определенные профессии. 
· Принцип осознанного выбора предполагает, что участники образовательного процесса обладают субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов образования, участия в жизнедеятельности школы и местного сообщества. 
· Принцип демократизации нацелен на формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности через развитие органов государственно-общественного управления школой. Этот принцип предполагает проявление инициативы и активное, посильное участие воспитанников школы-интерната в работе Совета старшеклассников, обучение школьников с проблемами развития совместной работе по самоуправлению. 
Таким образом, принципы образовательной политики школы-интерната ориентированы: 
· на обучающегося, на создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; 
· на свободное сотрудничество педагогов и школьников; 
· на развитие межличностных отношений учащихся; 
· на сотрудничество педагогов и родителей; 
·на успешную социальную адаптацию выпускников школы-интерната. Обоснование индивидуальной модели школы, её важнейших особенностей.
 
Основу модели специальной (коррекционной) школы составляют ступени основного образования. Для глухих детей и детей с нарушением интеллектуального развития этапы обучения различаются содержанием и системой организации образовательного процесса. В качестве основной структурной единицы образовательной модели выступает класс, в котором находятся дети с различными уровнями обученности и различными способностями. Педагог выступает в роли организатора и помощника, самостоятельно принимает решения о выделении времени на изучение той или иной предметной единицы, целесообразности использования коллективных способов обучения или групповых. Учитель, с одной стороны, имеет возможность самостоятельно регулировать, корректировать и индивидуализировать процесс обучения в течение урока. С другой стороны, деятельность педагога регламентируется учебной программой и определенными требованиями методической службы специальной (коррекционной) школы. 
Организация учебно-воспитательного процесса, форм обучения и педагогических технологий в школе-интернате имеет свои особенности, а именно: 
1. Обучение глухих и умственно отсталых детей в одном образовательном учреждении является главной особенностью специальной школы-интерната. 
2. Дети с нарушениями слуха и умственно отсталые дети включены в систему интегрированного обучения. В условиях специальной школы-интерната глухие и умственно отсталые учащиеся объединяются в группы на прогулке, при проведении подъема, утренней зарядки и т.п. (частичная интеграция). Все воспитанники объединяются для проведения общешкольных праздников, соревнований, коллективных творческих дел и других массовых мероприятий (временная интеграция). Это объединение происходит не реже 1-2 раз в месяц. Такая коррекционно-педагогическая деятельность способствует гуманистическому воспитанию глухих детей и более раннему социальному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью. Кроме того, для проведения различных внеклассных мероприятий под руководством учителя или воспитателя глухие дети вводятся в коллектив слышащих сверстников-учащихся массовой школы. 
3. Специфика образовательного процесса в коррекционном учреждении состоит в преодолении недостатков психического и речевого развития детей, затрудняющих усвоение основ наук, с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определенным образом структурированного содержания обучения. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, предметно практической деятельности, музыкально-ритмических, по общеобразовательным предметам обеспечиваются активная речевая практика, развитие нарушенной слуховой функции, создание слухо-речевой среды на основе речи воспитанников. 
4. Коррекционная работа проводится с широким использованием специализированных технических средств (электроакустическая аппаратура, компьютерная техника и другие технические средства).
5. По желанию обучающихся и их родителей в учебный план вводятся факультативные курсы, программы которых составляются педагогами школы самостоятельно. 
6. В составе образовательного учреждения организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, задержкой психического развития и др.), работа в которых организуется по специальным учебным программам. Наполняемость класса-группы для детей со сложной структурой дефекта – до 5 человек. 
7. Используются специфические формы обучения детей с недостатками развития: индивидуальные занятия по развитию остаточного слуха и формированию произношения, индивидуальные коррекционные занятия, занятия по лечебной физкультуре, фронтальные занятия в слуховом кабинете, логопедические занятия, занятия на развитие психомоторики и сенсорных процессов. 
8. Помимо традиционных и инновационных приемов и методов педагоги используют в своей работе коррекционно-развивающие технологии для детей с проблемами в развитии: · коммуникативная система обучения глухих языку С.А.Зыкова; · система интегрированного обучения глухих Т.С.Зыковой; · технология самостоятельного развития ребёнка в специально организованной среде М. Монтессори. 
 
Финансовое обеспечение функционирования и развития учреждения.
Для достижения целей, определённых программой развития школы-интерната, необходимы соответствующие условия: организационные, кадровые, материально-технические, финансово-экономические и др. Финансирование школы-интерната осуществляется в пределах бюджетных ассигнований. Платные образовательные услуги школа-интернат не оказывает. В школе-интернате выполнен в 2010-2011 году косметический ремонт на сумму тыс.руб., Оплачен медицинский осмотр педагогов и обслуживающего персонала. За последний год материально-техническая база школы-интерната значительно улучшилась, что, в свою очередь, положительно влияет на воспитательный процесс и социализацию детей, так как создание комфортной среды оказывает такое сильное влияние на формирующуюся личность, которое сложно переоценить. В школе есть компьютеры, современные телевизоры, DVD – плееры, приобретены новые стиральные машины. Приобретена аппаратура звукоусиливающая. Заменили мебель в спальнях, сантехническое оборудование, линолеум, идёт замена оконных рам, постоянно обновляется мягкий инвентарь: приобретается постельное бельё, полотенца, необходимая одежда для детей сирот и многое другое. Обеспечение безопасности. В школе-интернате большое внимание уделяется обеспечению безопасности воспитанников. 
По итогам проверки готовности образовательного учреждения к 2011-2012 учебному году мы имеем следующие результаты: 
1. Наличие оборудованных аварийных выходов, необходимого количества средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности. Паспорт готовности образовательного учреждения к учебному году 
2.Соответствие электропроводки здания современным требованиям безопасности Акт приёма-сдачи выполненных работ к договору об оказании услуг по проведению электроизмерительных работ. 
3. Наличие учреждения собственного безопасного и пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала. 
4. Наличие у учреждения действующей пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре. Наличие в учреждении действующей охраны (кнопка экстренного вызова милиции, охранника или сторожа). Территория школы-интерната имеет ограждение, оборудована системой освещения, дети находятся на территории только под присмотром педагогов. Сторожа – вахтёры постоянно контролируют посещение школы-интерната. Отлажена работа по проведению практических мероприятий, направленных на формирование способности учащихся и педагогов правильно действовать в условиях чрезвычайной ситуации. В соответствии с планом проведения мероприятий по повышению уровня безопасности в школе-интернате регулярно, в разное время суток, проводятся учебные эвакуации, целью которых является отработка порядка действий коллектива и воспитанников в случае возникновения пожара. Педагоги постоянно проводят с детьми инструктажи по соблюдению техники безопасности на дороге, во время проведения массовых мероприятий, подвижных игр, прогулок и т.д. За последние 3 года случаев травматизма, произошедших в школе-интернате, было 3. Пищевых отравлений в столовой за последние 3 года не зарегистрировано, аварийных и чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении также не было.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Рудаковский (15.10.2013)
Просмотров: 585 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz